Актуальность. Каждый второй пациент в возрасте 60 лет и старше с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) не следует рекомендациям врача, 38,9-87,2% пациентов не знакомы с принципами самоконтроля за симптомами заболевания, что существенно затрудняет ведение пациентов на амбулаторном этапе. При этом цифровые технологии стремительно развиваются и набирают популярность во всех сферах жизни, в том числе и медицине.
Цель. Изучить возможности применения современных цифровых средств в повышении приверженности лечению пациентов с ХСН.
Материал и методы. При анализе репрезентативных обзоров были определены основные свойства мобильных приложений для контроля соблюдения медикаментозной терапии:
- необходимость оплаты за пользование, наличие/отсутствие пробных версий;
- язык интерфейса;
- наличие списка лекарств, подсказок при вводе названия;
- профиль приложения относительно нозологии;
- наличие рекламы;
- способ выведения напоминания: push-уведомления, будильники;
- возможность отложить напоминание;
- возможность сохранять данные в облачном хранилище;
- история приема лекарственных препаратов;
- связь с аккаунтом пациента;
- статистика приёма препаратов и анализ приверженности терапии;
- отслеживание фактов приёма лекарств;
- напоминание об истощении запаса лекарств;
- возможность защиты данных паролем. Критерии включения в исследование:
- наличие русского/английского языка интерфейса;
- отсутствие обязательной регистрации для работы приложения.
По критериям отобрано и проанализировано 45 приложении.
Результаты. Полноценный русскоязычный интерфейс имеют только 53% приложений. Специализированные приложения для повышения приверженности пациентов лечению с ХСН отсутствуют. Наиболее распространенные функции существующих приложений: отправление push-уведомления (89%) и отметка о приёме лекарства (87%). Большинство (73%) приложении□ полностью бесплатны, многие (53%) содержат рекламу. Только 38% приложении□ имеют специфически медицинскую функцию – отслеживание приёма лекарств и анализ приверженности. Функции сохранения истории лекарственной терапии, напоминание об истощении запаса препарата встречаются в единичных качественных медицинских приложениях, которые сочетают сразу несколько из них.
Выводы. В русскоязычном поле доступны приложения, направленные на повышение приверженности пациентов лечению, но качественную локализацию имеют только часть из них. Применение цифровых средств повышения приверженности, доступных для любого человека, в медицинской практике может способствовать улучшению показателей здоровья населения в долгосрочной перспективе.