ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

ЗАМЯТИН К.А., ЛАРИНА В.Н.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва

Ключевые слова

хроническая сердечная недостаточность
приверженность лечению
мобильные приложения для контроля соблюдения медикаментозной терапии

Актуальность. Каждый второй пациент в возрасте 60 лет и старше с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) не следует рекомендациям врача, 38,9-87,2% пациентов не знакомы с принципами самоконтроля за симптомами заболевания, что существенно затрудняет ведение пациентов на амбулаторном этапе. При этом цифровые технологии стремительно развиваются и набирают популярность во всех сферах жизни, в том числе и медицине.

Цель. Изучить возможности применения современных цифровых средств в повышении приверженности лечению пациентов с ХСН.

Материал и методы. При анализе репрезентативных обзоров были определены основные свойства мобильных приложений для контроля соблюдения медикаментозной терапии:

  • необходимость оплаты за пользование, наличие/отсутствие пробных версий;
  • язык интерфейса;
  • наличие списка лекарств, подсказок при вводе названия;
  • профиль приложения относительно нозологии;
  • наличие рекламы;
  • способ выведения напоминания: push-уведомления, будильники;
  • возможность отложить напоминание;
  • возможность сохранять данные в облачном хранилище;
  • история приема лекарственных препаратов;
  • связь с аккаунтом пациента;
  • статистика приёма препаратов и анализ приверженности терапии;
  • отслеживание фактов приёма лекарств;
  • напоминание об истощении запаса лекарств;
  • возможность защиты данных паролем. Критерии включения в исследование:
  • наличие русского/английского языка интерфейса;
  • отсутствие обязательной регистрации для работы приложения.

По критериям отобрано и проанализировано 45 приложении.

Результаты. Полноценный русскоязычный интерфейс имеют только 53% приложений. Специализированные приложения для повышения приверженности пациентов лечению с ХСН отсутствуют. Наиболее распространенные функции существующих приложений: отправление push-уведомления (89%) и отметка о приёме лекарства (87%). Большинство (73%) приложении□ полностью бесплатны, многие (53%) содержат рекламу. Только 38% приложении□ имеют специфически медицинскую функцию – отслеживание приёма лекарств и анализ приверженности. Функции сохранения истории лекарственной терапии, напоминание об истощении запаса препарата встречаются в единичных качественных медицинских приложениях, которые сочетают сразу несколько из них.

Выводы. В русскоязычном поле доступны приложения, направленные на повышение приверженности пациентов лечению, но качественную локализацию имеют только часть из них. Применение цифровых средств повышения приверженности, доступных для любого человека, в медицинской практике может способствовать улучшению показателей здоровья населения в долгосрочной перспективе.

Об авторах / Для корреспонденции

Для цитирования: Замятин К.А., Ларина В.Н. Цифровые средства повышения приверженности лечению пациентов с хронической сердечной недостаточностью. Терапия. 2023; 9(3S): 176-177.
Doi: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2023.3suppl.176-177

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.