ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Европейская школа по внутренней медицине: первый опыт и новые возможности

Уже на протяжении почти 10 лет победители конкурса молодых специалистов Национального конгресса терапевтов получают грант Российского научного медицинского общества терапевтов (РНМОТ) на участие в Европейской школе по внутренней медицине (ESIM). В 2019 г. победительницей конкурса стала А.С. Писарюк (Москва) с работой «Нефропатия, ассоциированная с инфекционным эндокардитом: от острого почечного повреждения к острой болезни почек». Предлагаем вашему вниманию ее отчет о поездке на это крупное научно-медицинское мероприятие.

В январе 2020 г. мне посчастливилось попасть на зимнюю Школу для молодых специалистов, организованную Европейской федерацией внутренней медицине (EFIM) и проходившую уже третий год подряд в финском городе Леви. Обучение в этой Школе – ежегодная награда РНМОТ молодым терапевтам и уникальная возможность провести неделю с 49 коллегами из 21 европейской страны, изучая самые современные подходы к диагностике и лечению во всех областях внутренней медицины. Для меня это был первый опыт зарубежной стажировки (и стажировки в принципе), прежде я никогда не покидала стен своей больницы.

Программа обучения состояла из разных блоков, основу составляли 3–4 лекции в день, каждую из которых читали признанные и, замечу, очень харизматичные эксперты. Между лекциями проходили мастер-классы, позволявшие отработать различные профессиональные навыки, в том числе научиться УЗИ органов брюшной полости, которое после появления мобильных ультразвуковых систем в последние годы стало особенно актуальным в практике врача-терапевта. Кроме традиционных методов обучения, всех участников каждый день делили на разные команды и предлагали вместе решить какую-нибудь сложную клиническую задачу, тем самым развивая умение работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою позицию перед коллегами в условиях, максимально приближенных к реальному дежурству.

Еще одним обязательным пунктом обучения было индивидуальное представление клинического случая и дальнейшая дискуссия, в рамках которой уже нужно было аргументировать свою позицию без команды перед целой аудиторией. Мною был представлен случай острого миокардита у пациента после протезирования митрального клапана по поводу инфекционного эндокардита. Для меня это был огромный опыт обсуждения с европейскими коллегами тактики ведения пациентов, возможностей лечения. Такой многосторонний подход к обучению не оставил пассивным ни одного слушателя. Даже тем, кто не обладает лидерскими качествами, невозможно было не вовлечься в каждое обучающее действо.

Помимо различных образовательных практик, организаторы Школы ежедневно составляли насыщенную социальную программу для всех участников: мы вместе катались на лыжах, в собачьих упряжках, пели в караоке, катались на велосипедах, ходили смотреть на северное сияние. И во время этих неформальных собраний все равно периодически возвращались к обсуждению больниц, пациентов, трудностей, с которыми каждому приходится сталкиваться на практике. Как оказалось, независимо от страны, у всех нас много общего в этом плане.

Эти 4 дня перевернули мое представление о том, как нужно учиться, о важной роли творческого подхода к этому процессу, добавили в мою жизнь новых друзей из других стран. Я вернулась домой очень воодушевленной и мотивированной на работу, ведь основной посыл всего курса был в том, что все люди разные и все совершают ошибки, но нужно ценить тех, кто рядом с тобой, и стремиться стать лучшей версией себя.

Александра ПИСАРЮК, к.м.н., ассистент кафедры внутренних болезней Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.