ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Григорий Антонович Захарьин: к 190-летию со дня рождения

Е.И. Ромашевская, В.А. Кокорин

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва

Решением Президиума Российского научного медицинского общества терапевтов (РНМОТ) все мероприятия Общества в 2019 г. посвящаются 190-летию со дня рождения выдающегося отечественного врача, педагога и ученого, одного из основателей российской терапевтической школы Григория Антоновича Захарьина.

«Насчет головной боли.
Не пожелаете ли посоветоваться с Захарьиным?
Он возьмет с Вас сто рублей,
но принесет Вам пользы минимум на тысячу.
Если головы не вылечит, то побочно даст
столько хороших советов и указаний,
что Вы проживете лишних 20–30 лет».
(Из переписки А.П. Чехова с А.С. Сувориным)

В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Григория Антоновича Захарьина – одного из основателей персонифицированной медицины, гениального терапевта, блестящего клинициста и преподавателя, более 35 лет делившегося своими знаниями и опытом со студентами медицинского факультета Московского университета.

Будучи фигурой яркой, талантливой, противоречивой, он до сих пор остается одной из самых загадочных и мифологизированных личностей в истории отечественной клиники внутренних болезней [1]. Одни считали и считают его непревзойденным диагностом и врачом, выдающимся лектором и ученым, заставившим окружающих уважать труд и профессию врача [2, 3], другие – чудаковатым сребролюбцем, «одним из основоположников безудержной коммерциализации врачебных услуг и связанной с этим дегуманизации медицины» [4,5].

Попробуем понять истоки столь разных суждений, опираясь главным образом на известные факты его биографии и свидетельства его современников.

Известно, что Григорий Антонович – потомок знатного старинного (Захарьины в «столбцах» с начала XVII в.), но обедневшего дворянского рода. Его отец – Антон Сергеевич Захарьин, получивший образование в Благородном пансионе при Московском университете и участвовавший во взятии Парижа в 1813 г., ко времени рождения сына отставной штабс-ротмистр. Мать – дочь надворного советника – Людмила Григорьевна Гейман, по некоторым сведениям, была внучкой профессора Григория Ивановича Фишер фон Вальдгейма, президента Московской медико-хирургической академии. Так что будущий великий врач получил в наследство яркую палитру генов, но материнской любви, видимо, был лишен: гармонии в отношениях родителей не было, вскоре после его рождения они развелись, и мальчик рос в поместье отца в Саратовской губернии.

Учился он блестяще и, окончив Саратовскую мужскую гимназию, в 1847 г. поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета. Среди его первых учителей – руководитель кафедры сравнительной анатомии и физиологии Иван Тимофеевич Глебов, заложивший основы экспериментального физиологиче­ского направления развития медицины в России, и Лука Егорович Пикулин, которому, по выражению Сергея Петровича Боткина, «все были обязаны упражнениями в перкуссии и аускультации». Привлек внимание Г.А. Захарьина к клинике внутренних болезней профессор Александр Иванович Овер. Именно он отметил большие способности Захарьина и после окончания Григорием Антоновичем университета в 1852 г. оставил его при факультетской терапевтической клинике в качестве докторанта. Здесь Григорий Антонович не только работает над диссертацией, но и со всей присущей ему основательностью изучает немецкий и французский языки, пишет для «Московского врачебного журнала» рефераты – обзоры трудов европейских коллег по самым разным разделам терапии.

В 1854 г. Г.А. Захарьин защищает докторскую дис­сертацию «De puerperii morbis» («Учение о послеро­довых заболеваниях») и продолжает работу в клинике. Осенью 1854 г. Захарьин успешно сдал три экзамена на «учено-служебные» звания: уездного врача, оператора и акушера.

С 1855 г. Григорий Антонович активно участвует в издании «Московского врачебного журнала», где впоследствии опубликовал ряд серьезных научных статей. За работу «Приготовляется ли в печени сахар?» (1855) он был избран действительным членом Физико-медицинского общества, на заседаниях которого в 1860 г. вступил в полемику с приверженцами модного в то время способа лечения сифилиса повторными прививками оспенной вакцины. Убедившись на практике в полной бесполезности этого метода, Захарьин доказывал его опасность для больных из-за промедления в применении более действенных старых средств и возможности осложнений (об антисептике и асептике в то время еще не знали). Сообщество врачей со временем отказалось от этого способа [6].

С 1856 по 1859 г. Г.А. Захарьин стажировался за границей в клиниках и лабораториях Р. Вирхова, А. Труссо, К. Бернара и др., совершенствуясь в патологии и терапии, а также патологической анатомии, гистологии, химии, физике и физиологии. Сам Захарьин любил говорить, что он ученик Р. Вирхова, а главным в его профессио­нальной деятельности стала знаменитая вирховская триада – «исцелить, облегчить, обнадежить». Воспользовавшись поручением факультета «посещать больницы и вникать в их устройство и разнообразные выгоды и невыгоды для клинического преподавания», Захарьин не меньше времени проводил в клиниках на занятиях ведущих немецких, австрийских и французских профессоров-клиницистов.

По воспоминаниям современников, он оставался прилежным учеником до конца своей жизни: интересовался всеми медицинскими новостями, читал, анализировал и обсуждал с коллегами статьи из основных европейских медицинских журналов [2, 7].

Надо сказать, что к середине XIX в. преподавание терапии в Московском университете отставало от западноевропейского: профессор А.И. Овер, будучи обременен громадной практикой, уделял слишком мало времени студентам и читал всего 6–8 лекций на латыни, которую многие студенты знали плохо. Его адъюнкт К.Я. Млодзеевский – по выражению тогдашних студентов, «наставник узкий и отсталый» – вооружить их передовыми знаниями не мог [8]. Объективные методы обследования больного в основном оставались на уровне конца XVIII в. Вероятно, это могло быть одной из причин того, что состоятельные люди предпочитали лечиться за границей или приглашать к себе иностранных врачей, а «на труд, советы и время русских врачей смотрели легко и необязательно» [2].

Осенью 1859 г. Григорий Антонович во все­оружии передовой медицинской науки вернулся из-за границы и приступил к чтению семиотики внутренних болезней в Московском университете. В 1860 г. он был назначен адъюнктом факультетской терапевтической клиники, а в 1862 г. – ординарным профессором диагностики и терапии. В 1864 г. (после смерти А.И. Овера) Григорий Антонович стал профессором, а затем и директором факультетской терапевтической клиники Московского университета.

Факультетская терапевтическая клиника, руководимая Захарьиным, как и клиника С.П. Боткина в Петербурге, вводила принципы европейской естественно-научной медицины в практику клинических кафедр отечественных университетов: устанавливалась обязательность применения перкуссии и аускультации как важнейших диагностических методов и патологоанатомического вскрытия трупа умершего больного как метода контроля прижизненной диагностики; при клиниках организовывались лаборатории, а в научные клинические исследования внедрялся эксперимент [1].

Возглавляя клинику почти до самой своей смерти, Григорий Антонович посещал ее ежедневно, даже в большие праздники, поскольку, по его словам, «в страданиях больного таких перерывов нет». С 10 до 12 ч он так же ежедневно, кроме воскресенья, читал лекции для студентов, которые пользовались необыкновенной популярностью: аудитория всегда бывала переполнена, на лекциях собирались сотрудники клиники, врачи, приехавшие из разных концов России, студенты (не только с медицинского, но и с других факультетов). Выступления Захарьина были логичны, ясны и поучительны. К тому же он обладал высшим достоинством для преподавателя – умением заставить себя слушать [9].

Целью учебной работы Захарьина была подготовка мыслящих практических врачей, которым предстояло работать по всей России. Им в помощь Григорий Антонович развил «до высоты искусства» метод опроса больного, заложенный еще М.Я. Мудровым (1776–1831). Понимая психологию студентов, он обучал их, как ставить диагноз методом индукции: не объявлял тем клинической лекции и диагноз заранее, ибо больной приходит всего лишь с «болезненными явлениями». Григорий Антонович начинал обсле­дование с рассказа больного о его «главных страданиях» (одышки, болей, слабости и т.п.) и их давности, а затем расспрашивал «сам по порядку», объясняя предварительно больному необходимость давать точные ответы, «утверждать или отрицать лишь то, что ему твердо известно». Удивительно для того времени: в тщательно разработанный опрос из многих пунктов (которые, конечно, варьировались в зависимости от характера заболеваний), кроме выяснения условий и образа жизни, входили и болезни близких родственников, включая дедов по отцовской и материнской линии [10]. Затем следовало объективное обследование больного, дополненное необходимыми (обычно немногочисленными) анализами. Возрожденный М.Я. Мудровым девиз врачей античности «лечить больного, а не болезнь какого-либо органа» воплощался перед студентами во всей многогранности получаемых результатов. Как выяснялось, у пациентов чаще бывало не одно заболевание, а несколько, в разной степени поддающихся лечению. Для некоторых из них по ходу опроса удавалось установить причину и наследственную предрасположенность. После формулировки выкристаллизованного диагноза Григорий Антонович назначал лечение – глубоко продуманное и по возможности необременительное для пациента. Лечение Захарьин понимал как комплекс мероприятий: образ жизни, климатотерапия, диетотерапия и медикаментозная помощь. Он предпочитал немногие, но хорошо испытанные на практике препараты, утверждая, что «собачья» физиология (экспериментальная фармакология) не указ клинике и без клинического подтверждения ничего для нее не стоит» [11]. Если у пациента было несколько заболеваний, не назначал лекарства от всех сразу, а вначале лечил то, что доставляло больше страданий. Практичность и простота были здесь на первом плане.

Конечно, во второй половине XIX в. арсенал испытанных лекарств был скуден, но вера в авторитет и талант Захарьина, его торжественно важная манера обращения с больными уже обладали целительной силой. Григорий Антонович глубоко веровал в действие человеческого духа на человеческое тело, советовал поддерживать в больном всегда бодрое настроение, надежду и веру в лечение. Он играл на человеческой душе, как Паганини на скрипке [11]. Возможно, сознавая этот эффект, Захарьин так не любил лечить коллег: склонные к анализу, они были не столь внушаемы [12].

Считая, что здоровье определяется взаимодействием наследственности организма и окружающей среды, а болезнь может быть следствием «неправильностей» среды, он приучал больных не столько уповать на лекарства, сколько устранять эти «неправильности», давая пациентам и их родственникам множество детальных советов, включая и советы по гигиене, которую Захарьин считал самым действенным профилактическим средством при массовых заболеваниях: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии… Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех терапии возможен лишь при соблюдении гигиены» [13].

Убедившись на опыте, что здоровье у горожан обычно хуже, чем у сельских жителей, что он объяснял скученностью людей и загрязнением города «отходами животного происхождения» (помойки и туалеты в то время бывали и во дворах), Захарьин рекомендовал для здоровья чистый деревенский воздух, свежие продукты, двигательную активность, нравственное и физическое воздержание [2]. На этом пути он становится одним из основоположников развития общественной гигиены, курортологии и бальнеологии в России.

Имея опыт лечения минеральными водами, Григорий Антонович дал четкие рекомендации по их применению и постарался сделать их доступнее для масс: во время поездки на Кавказ он убедился, что воды Боржоми ничуть не хуже, чем ввозимые из-за границы «Виши», и помог наладить продажу Боржоми в бутылках, которые можно развозить по стране, ибо приехать к источникам могли себе позволить далеко не все [14].

Но, пожалуй, в историю медицины Захарьин в первую очередь вошел как исследователь вопроса о зонах гиперестезии кожи. В 1883 г. он обнаружил, что при патологии того или иного внутреннего органа определенные участки кожи становятся повышенно чувствительными и болезненными. Через 15 лет после Захарьина к подобному выводу пришел английский невролог Г. Гед (1861–1940). Позже эти чувствительные участки кожи получили название проекционных зон Захарьина–Геда, их запечатлели в виде фигур во всех руководствах по нервным болезням.

Будучи много лет руководителем одной из ведущих терапевтических кафедр России, Захарьин занимался усовершенствованием учебного процесса. Так, с участием Захарьина получили успешное завершение многократные попытки создания «приуготовительной клиники» для студентов треть­его курса (предусмотренной, в частности, постановлением медицинского факультета еще в 1852 г.) и вся система трехэтапного преподавания внутренних болезней. По его инициативе в Московском университете было проведено разделение клинических дисциплин и организованы первые самостоятельные клиники детских, кожно-венерических, гинекологических болезней и болезней уха, горла и носа [1].

По мере роста авторитета Захарьина росли и его гонорары, а необыкновенно удачно вложенные деньги (не без помощи благодарных пациентов) приносили солидные доходы [15]. Но остановиться на пути обогащения такой страстной натуре трудно… Артур Шопенгауэр по этому поводу заметил: «Богатство подобно морской воде, чем больше пьешь – тем больше хочется. То же самое относится к славе».

Григорий Антонович стал богатым человеком, но гонорары его не уменьшились. П.Ф. Филатов вспоминал: «Захарьина порицали особенно за то, что он назначал сотни рублей за посещение больных на дому, за то, что в его амбулатории было вывешено объявление с указанием платы: в такие-то дни 50 р[ублей], а в такие 100 р[ублей]. Это-де не соответствует нравственным принципам врача. Знал эти нападки и Захарьин, и в разговоре по этому поводу с моим родственником Иваном Ильичом Мечниковым он сказал ему так: „В Москве врачей много, есть плохие, есть и очень хорошие, кому не нравится моя оценка своего труда и досуга — пусть лечится у других. Для бедных есть клиники, бесплатные лечебницы, больницы… я не могу лечить всю Москву!” Адвокаты Плевако, Спасович и другие знаменитости брали десятки тысяч за выход на трибуну, им не ставилось это в вину, а Захарьину ставилось и всякому врачу тоже. Захарьин заставил публику уважать труд врача и возвысил профессию врача» [16]. Да, частное лечение у него было доступно далеко не всем, но ведь его анамнестический метод в трудных случаях (а к нему обращались чаще всего именно с такими), иногда после безуспешного лечения за границей, требовал от врача много времени («часа полтора, два и более») на одного пациента и значительного интеллектуального напряжения. Григорий Антонович физически был не в состоянии принять всех страждущих, и высокие гонорары были попыткой ограничить частную практику и сохранить собственное здоровье. Иначе его время уходило бы на мнительных больных и на тех, кому легко мог помочь даже малоопытный врач [10].

Захарьин умел не только брать и умножать, но и давать деньги. Так еще в 70-е гг. он на свои средства закупал оборудование для факультетской клиники [17], пожертвовал Болховскому земству в декабре 1870 г. и Физико-медицинскому обществу в январе 1871 г. по три тысячи полновесных царских рублей [15]. В Ивановской Вирге Пензенской губернии для бедных пациентов он построил амбулаторию и аптеку, на содержание которых, а также доктора и фельдшера выделял из своих средств ежегодно 7000 руб. [18]. В помощь «недостаточным и прилежным студентам» Московского университета выделял до 10 тыс. руб. ежегодно, а в 1896 г. с благословения Священного Синода положил на вечное хранение в Государственном банке 500 тыс. руб. с тем, чтобы проценты с этого счета шли на развитие церковно-приходских училищ в его родных Пензенской и Саратовской губерниях [14].

Финансовые дела требовали времени и сил. Работу с больными в клинике он все больше доверял ассистентам и ординаторам, сам все чаще только выслушивал их доклады о больных и давал советы, а разработку экспериментальных вопросов предоставлял специалистам [7]. А вот студентов любил и пропускал чтение лекций только по болезни.

Его «боевой, не знающий компромиссов характер» [2] и нарастающая неврастения, которой способствовала изводившая его боль и прогрессирующая атрофия мышц ноги, все чаще проявлялись в крайней раздражительности, вызывая обиды коллег.

Впрочем, все ли талантливые и целеустремленные люди отличаются покладистым характером и приятными во всех отношениях манерами, даже будучи здоровыми?

История судит по делам… А современники?

Одни затаили на него обиду за беспощадную, порой переходящую все этические границы критику, другие – зависть к таланту, богатству, славе, третьи не могли простить ему его консервативных политических убеждений… И удобный момент наказать Захарьина пришел.

В конце октября 1894 г. умер император Александр III, которого несколько раз до этого Григорий Антонович консультировал. Некоторые коллеги Захарьина и члены семьи императора поторопились обвинить Григория Антоновича в ненадлежащем лечении августейшей особы... Газеты подхватили это обвинение, и «охота на зубра» началась. Нарастающее революционное брожение поляризовало общество. Справа Захарьина обвинили в смерти императора, слева – в самой попытке лечить его. К тому же Захарьин не скрывал свои консервативные убеждения. Воспламененное революционными идеями студенчество не могло ему этого простить и… объявило бойкот его лекций. Формулировка «за небрежное отношение к своим обязанностям, за дурное ведение клиники, за содействие путем влияния неправильному назначению профессоров» [19], весьма странная для не прослушавших еще курс студентов, наводит на мысль, что кто-то из заинтересованных коллег воспользовался ситуацией и умело организовал эту «акцию». А вот выдержка из газеты «Московские ведомости» за 14 ноября 1897 г.: «…Хорошо известный в либеральных кружках наперсник г. Эрисмана Жбанков и редактор газеты „Врач” Манассеин продолжают дело подстрекательства студентов против профессора Захарьина…». Руководство университета не заступилось за обиженного профессора, он подал в отставку и вскоре умер.

История судит по делам… Григорий Антонович Захарьин делал все, что мог, и, как мы убедились, сделал для развития клинической мысли, медицинского образования в России немало. Продолжила делать добрые дела уже после его смерти его семья. На заработанные им деньги была открыта работающая до сих пор крупнейшая в России туберкулезная больница в подмосковном Куркино, где он успел прикупить землю, а в цветаевском музее изобразительных искусств его труд воплотился в художественные копии скульптур эпохи итальянского возрождения и ряда других памятников. Поклонимся ему за это с благодарностью.

А как же истоки «безудержной коммерциализации и дегуманизации медицины»? Зададимся вопросом: может ли один человек, посвятивший жизнь лечению людей, нести ответственность за пороки существовавшей в то время общественно-экономической системы, в которой далеко не каждому воздавалось по трудам?

Но если по трудам… «И я скажу, и тот скажет, кто будет после меня, и все скажут, кому дороги судьбы науки в нашем Университете, вечное спасибо незабвенному, дорогому Григорию Антоновичу» [2].

Список литературы

  1. Бородулин В.И. Клиническая медицина от истоков до 20 века. М., Российское общество историков медицины, 2015.С. 295–302.
  2. Снегирев В.Ф. Памяти Г.А. Захарьина. В кн.: Речи, посвященные памяти проф. Г.А. Захарьина и произнесенные в заседании Физико-медицинского общества 23 марта 1898 г. М., 1898. С. 10–18.
  3. Мартынов А.И. Предисловие к кн.: Врач есть хранитель здоровья. М., 2019. С. 3.
  4. Жбанков Д.Н. Еще несколько слов о профессорских медицинских школах. В альманахе: Современники о профессореГ.А. Захарьине. Составитель и автор комментариев В.Д. Тополянский. М.: Шико, 2004. С. 216–231.
  5. Тополянский В.Д. Доктор Захарьин: легенды и реальность. Антология. М.: Права человека, Новый хронограф, 2009. С. 2.
  6. Зернов Д.Н. Отношение Григория Антоновича Захарьина к Физико-медицинскому обществу. В кн.: Речи, посвященные памяти проф. Г.А. Захарьина и произнесенные в заседании Физико-медицинского общества 23 марта 1898 г. М., 1898. С. 1–9.
  7. Попов П.М. Памяти Г.А. Захарьина. В кн.: Речи, посвященные памяти проф. Г.А. Захарьина и произнесенные в заседании Физико-медицинского общества 23 марта 1898 г. М., 1898. С. 24–31.
  8. Голубов Н.Ф. Григорий Антонович Захарьин (1829–1897). Врачебное дело, 1927; 3: 161–168.
  9. Камнев М.С. Воспоминания о профессоре Г.А. Захарьине. Врачебная газета. 1910; 3: 96–101.
  10. Витмер А.Н. Знакомство мое с Захарьиным. Исторический вестник. 1913: 132(4): 224–236.
  11. Боткин Я.А. Университетские годы. В альманахе: Современники о профессоре Г.А. Захарьине. Составитель и автор комментариев В.Д. Тополянский. М.: Шико, 2004. С. 59–71.
  12. Снегирев В.Ф. Профессор Г.А. Захарьин. Медицинский указатель. 1898; 2: 29–35.
  13. Захарьин Г.А. Клинические лекции и избранные статьи. М., 1910. С. 477.
  14. Лушников А.Г. Г.А. Захарьин. М., Медицина, 1974.
  15. Виктор Тополянский. Захарьинские миллионы. С чего начался распад российской медицины. Экономические стратегии, 2012; 4: 46–50.
  16. Филатов П.Ф. Юные годы. Воспоминания о медицинском факультете (1868—73 гг.) Московского университета. Pyccкая cтapинa. 1913; 154(5): 281–93.
  17. Захарьин Г.А. Письмо к Н.А. Белоголовому. Альманах: Современники о профессоре Г.А. Захарьине. Приложение. Составитель и автор комментариев Тополянский В.Д. М.: Шико, 2004. С. 320.
  18. Тюстин, А.В., Шишкин И.С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. Пенза, 2012. Т. 1. С. 134–135.
  19. Крылов-Толстикович А.Н. Кто вы, доктор Захарьин? Режим доступа: https://www.proza.ru/2013/09/09/1277.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.