ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Особенности проявления дисплазии соединительной ткани у поколения Z

И.В. Мальцева, Е.Ф. Котовщикова, Е.А. Фадеева, Н.А. Ломакина

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Барнаул
Представлены результаты изучения состояния вегетативной нервной системы, особенностей психоэмоционального статуса и их взаимосвязь с дисплазией соединительной ткани (ДСТ) у 137 лиц молодого возраста, относящихся к так называемому поколению Z. Диагностически значимое количество внешних фенотипических проявлений ДСТ было обнаружено у 92% обследованных и сопровождалось синдромом вегетативной дисфункции и астеническим состоянием в 96 и 63% случаев соответственно. Среди обследованных лиц поколения Z отмечался высокий уровень ситуативной и личностной тревожности (в 50–75% случаев) и депрессии (более чем у 40% обследованных) и не зависел от наличия ДСТ. На основании полученных результатов можно предполагать дальнейшее увеличение числа диспластикозависимых и диспластико-ассоциированных заболеваний различных органов и систем в сочетании с психосоматическими расстройствами у поколения, формирующего основные трудовые ресурсы.

Ключевые слова

поколение Z
дисплазия соединительной ткани
синдром вегетативной дисфункции
астеническое состояние
ситуативная тревожность
личностная тревожность
депрессия

В рамках стратегии национальной безопасности Российской Федерации главными целями в сфере охраны здоровья граждан являются «увеличение численности населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения...» [1].

Достижение указанных целей требует приоритетного решения ключевых вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, что в первую очередь касается работающего населения.

Если исходить из теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса, то в настоящее время вступает во взрослую жизнь и ближайшие 40 лет будет формировать значительную часть трудоспособного населения так называемое поколение Z. Эта теория появилась как попытка найти объяснение определенному сходству в ценностях и образе жизни между людьми близкого возраста и их отличию от предыдущих и последующих поколений. В соответствии с этой концепцией, сейчас в России живут представители следующих поколений:

  • поколение GI, или поколение победителей (1900–1923 г.р.);
  • молчаливое поколение (1923–1943 г.р.);
  • поколение беби-бумеров (1943–1963 г.р.);
  • поколение Х (1963–1984 г.р.);
  • поколение миллениум, или поколение Y (1984–2000 г.р.);
  • поколение Z (в США – c 1995 г.р., в России – с 2000 г.р.).

Поколение Z (Generation Z, Net Generation, Internet Generation) – это своеобразное переходное (из ХХ в  XXI столетие) поколение, первое по-настоящему цифровое поколение, родившееся и выросшее в эпоху глобализации, для которого основным способом коммуникации с окружающим миром стало виртуальное общение. Это повлияло на формирование его психологических особенностей и ценностных ориентаций нового поколения. В целом для поколения Z характерны:

  • дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ);
  • недостаток эмоциональных контактов, переизбыток информации и, как следствие, нарушение возрастного развития нервной системы;
  • «клиповое» мышление (Ашкеров А.) – поверхностный подход к анализу информации и принятию решений;
  • аутизация как способ отгораживания от мира, десоциализация;
  • «синдром Питера Пэна», или «вечного ребенка», страх перед взрослением, инфантилизация населения, синдром «переполненного гнезда»;
  • интровертированный индивидуализм;
  • исчезновение традиционной семьи – суррогатные формы брака («семья выходного дня» или «серийный брак»);
  • дематериализация ценностей – размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров;
  • актуальность социальных ценностей (карьера и благосостояние) и здоровья, обесценивание семейных и духовных ценностей [2, 3, 4].

Цель исследования – изучить особенности психоэмоционального статуса и наличие вегетативных нарушений у лиц поколения Z с дисплазией соединительной ткани (ДСТ) и без нее.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 137 человек в возрасте 18,8±0,5 лет, из них 27 мужчин (19,7%) и 110 женщин (81,3%). Все они обучаются в Алтайском государственном медицинском университете.

Критериями включения были возраст 18–20 лет и информированное согласие пациента на участие в исследовании.

Методы исследования:

  1. наличие ДСТ устанавливалось на основании критериев, предложенных Т.И. Кадуриной, с использованием бальной шкалы Байесовского классификатора [5, 6];
  2. состояние вегетативной нервной системы оценивалось с применением опросника для выявления признаков вегетативных нарушений А.М. Вейна;
  3. для диагностики астении использовалась шкала астенического состояния Л.Д. Малковой;
  4. уровень ситуативной и личной тревожности оценивался при помощи теста Спилбергера–Ханина;
  5. наличие депрессии и ее уровень определялись по шкале депрессии Бека;
  6. для определения типологических особенностей личности использовался опросник Юнга;
  7. уровень эмоционального интеллекта оценивался по методике Н. Холла;
  8. уровень самооценки определялся по тесту Сонерсен.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В последние годы все большее внимание исследователей и врачей-практиков привлекает проблема дисплазии соединительной ткани (ДСТ), что обусловлено ее широкой распространенностью, системностью поражений, высокой вероятностью формирования различных видов патологии органов и систем, включая центральную нервную систему [5, 6, 7].

В результате обследования представителей поколения Z ДСТ выявлена в 92% случаев.

Состояние вегетативной нервной системы оценивалось по опроснику Вейна, согласно которому общее количество баллов ≥15 предполагает наличие синдрома вегетативной дисфункции (СВД).

В ходе нашего исследования СВД был выявлен у 88% обследованных, причем в группе с ДСТ эта цифра достигала 96% (рис. 1а). Средний балл СВД у лиц с ДСТ составил 34,5 балла, без ДСТ – 16,8 баллов (р ≤0,01) (рис. 1б). При этом определяется положительная корреляционная между выраженностью ДСТ и СВД (r=0,33; р ≤0,05).

В исследуемой группе наиболее часто (60–76% случаев) встречались такие проявления вегетативной дисфункции, как изменение микроциркуляции в виде онемения и похолодания конечностей, повышенная потливость, головные боли, снижение работоспособности и нарушение сна.

Астеническое состояние характеризуется слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна и прочими проявлениями и связано с нарушением обменных процессов в нейронах головного мозга, вызванным истощением деятельности нервной системы, нарушением кровоснабжения головного мозга и рядом других причин [8].

Согласно шкале астенического состояния Л.Д. Малковой, если сумма баллов составляет от 30 до 50, то астения отсутствует; при показателях 51–75 баллов диагностируется слабая астения, 76–100 баллов – умеренная астения, 101–120 баллов – выраженная астения.

В нашем исследовании у лиц с ДСТ астеническое состояние было обнаружено в 63% случаев, без ДСТ – в 25% (рис. 2). Средний балл астенического состояния у пациентов с ДСТ составил 55,9, без ДСТ – 45,3 (р ≤0,01). Выявлена положительная корреляция между выраженностью ДСТ и астении (r=0,33; р ≤0,05).

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности, так называемая полезная тревожность. По шкале Спилбергера–Ханина, умеренному уровню тревожности соответствуют показатели 31–44 балла, низкому – до 31 балла, высокому – более 44 баллов.

Высокая тревожность сопровождается напряжением, беспокойством, озабоченностью на слишком широкий спектр ситуаций, воспринимаемых как угрожающие для самооценки, самоуважения (личностная тревожность) или в какой-то конкретной ситуации (ситуативная тревожность) [9]. Анализ продемонстрировал высокий уровень как ситуативной тревожности (у половины обследованных), так и личностной тревожности (более чем в 70%), который не зависел от наличия или отсутствия ДСТ (рис. 3).

Депрессия широко распространена во всем мире и может стать серьезным нарушением здоровья, особенно если затягивается и принимает умеренную или тяжелую форму. К типичным основным симптомам депрессии относятся подавленное настроение, ангедония (потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности), к дополнительным – пессимизм, чувство вины, тревоги, страха, заниженная самооценка, неспособность концентрироваться и принимать решения [10, 11].

Для выявления депрессии и определения ее уровня мы использовали шкалу депрессии Бэка, согласно которой количество баллов от 0 до 13 соответствует нормальному состоянию, от 14 до 19 – легкому депрессивному расстройству, от 20 до 28 – депрессивному расстройству средней степени тяжести, более 28 баллов – тяжелой степени депрессии. Неожиданностью для нас стало выявление депрессии практически у половины обследованных: у 49% лиц с ДСТ и у 43% лиц без ДСТ. Причем на среднюю и тяжелую степень выраженности депрессии приходится более четверти случаев среди лиц с ДСТ. У лиц без ДСТ тяжелой депрессии обнаружено не было (рис. 4).

Для более детального изучения психологического портрета представителей поколения Z был проведен еще ряд тестов. Так, опросник Юнга подтвердил, что люди с ДСТ более интровертированы (рис. 5), а значит, как правило, более самокритичны и тревожны.

Эмоциональный интеллект – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную составляющую отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Обладание высоким эмоциональным интеллектом позволяет человеку быть успешным в разных сферах деятельности, организовывать эффективное взаимодействие в социуме [12].

В нашем исследовании уровень эмоционального интеллекта определялся с помощью методики Холла, позволяющей оценить 5 параметров: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями (эмоциональную гибкость), уровень самомотивации и эмпатии, умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей. По количеству баллов можно судить об уровне эмоционального интеллекта как по каждой шкале отдельно, так и посчитать общий интегративный уровень этого показателя.

Почти все параметры эмоционального интеллекта (кроме самомотивации) у лиц с ДСТ оказались выше (рис. 6).

Самооценка – это характеристика личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [13]. У лиц с ДСТ в нашем исследовании низкая и очень низкая самооценка согласно тесту Сонерсен была обнаружена в 85% случаев, без ДСТ – только у 37,5% обследованных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В результате нашего исследования выявлено нарастание признаков ДСТ среди лиц поколения Z: диагностически значимое количество внешних фенотипических проявлений ДСТ обнаружено более чем у 90% обследованных, а значит, в будущем можно предполагать рост диспластикозависимых и диспластико-ассоциированных заболеваний различных органов и систем.
  2. При ДСТ определяется более высокий уровень поражения вегетативной нервной системы и астенизации, причем выявлена прямая корреляционная связь между выраженностью ДСТ, синдрома вегетативной дисфункции и астенического синдрома.
  3. Уровень депрессии у лиц исследуемой группы поколения Z составляет от 43 до 49%, сопровождается высоким уровнем тревожности и не зависит от наличия ДСТ.
  4. У лиц с ДСТ определяется более высокий уровень эмоционального интеллекта, но более низкий уровень самооценки по сравнению с лицами без ДСТ.
  5. На основании полученных данных при диспансеризации и лечении пациентов с ДСТ необходимо учитывать особенности их психологического состояния.
  6. Необходимо дальнейшее исследование взаимосвязи ДСТ с психоэмоциональным статусом и состоянием вегетативной нервной системы у лиц поколения Z.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»
  2. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014; 2: 24–30.
  3. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? Российские регионы: взгляд в будущее. 2015; 2(3): 220–236.
  4. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития. 2018; 2(42). doi: 10.15838/tdi.2018.2.42.6
  5. Кадурина Т.И., Горбунова В.Н. Дисплазия соединительной ткани: Руководство для врачей. СПб.: Элби-СПб. 2009; 704 с.
  6. Клинические рекомендации. Дисплазии соединительной ткани. Год утверждения: 2017 г., первый пересмотр.
  7. Нечаева Г.И., Мартынов А.И. Дисплазия соединительной ткани: сердечно-сосудистые изменения, современные подходы к диагностике и лечению. Москва: ООО «МИА». 2017; 400 с.
  8. Российское общество психиатров
  9. Искакова У.Б., Абишева З.С., Журунова М.С., Жетписбаева Г.Д., Исмагулова Т.М. Ситуативная тревожность и психоэмоциональное состояние студентов во время рубежного контроля. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 11(5): 900–902. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10555 (дата обращения: 15.07.2019).
  10. Всемирная организация здравоохранения
  11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Депрессия и позитивные личностные феномены. Есть ли отрицательные корреляции? Социальная и клиническая психиатрия. 2016; 26(3): 25–29.
  12. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект. АНИ: педагогика и психология. 2016; 5(3): 275–278.
  13. Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания. Вопросы науки и образования. 2018; 203–206.

Об авторах / Для корреспонденции

Ирина Владимировна Мальцева, аспирант кафедры пропедевтики внутренних болезней им. профессора З.С. Баркагана ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40. Тел.: 8 (3852) 403-862. E-mail: ibogd2009@rambler.ru
Елена Федоровна Котовщикова, д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней им. профессора З.С. Баркагана ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40. Тел.: 8 (3852) 403-862. E-mail: kotov-l@mail.ru
Елена Александровна Фадеева, к.м.н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней имени профессора З.С. Баркагана ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40. Тел.: 8 (3852) 403-862. E-mail: akimceva@yandex.ru
Наталья Александровна Ломакина, к.м.н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней имени профессора З.С. Баркагана ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40. Тел.: 8 (3852) 403-862. E-mail: darij.85@mail.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.